История развития ТФОМС Самарской области

В соответствии с законом «О медицинском страховании граждан в РФ» в 1993 году в Самарской области введено обязательное медицинское страхование. Постановлением Главы администрации Самарской области от 13 декабря 1993 года №436 «О переходе Самарской области к медицинскому страхованию граждан», решением Малого Совета Самарского областного Совета народных депутатов от 29 июня 1993 года № 133 был создан Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области. (ТФОМС), который является основной государственной структурой на территории области аккумулирующей финансовые средства ОМС (обязательное медицинское страхование), выделяемые на оказание бесплатных медицинских услуг.

Через страховые компании денежные потоки из ТФОМС направляются непосредственно в медицинские учреждения, работающие в этой системе. В их числе поликлиники, стационары, частные клиники – всего по области 125.

В Самарской области из года в год растут расходы на здравоохранение: если в 2006 году консолидированные расходы составляли 13661 млн. руб., из которых средства ОМС - 5617,8 млн. руб., то в 2008 году они составили 16811,7 млн. руб., из которых средства ОМС - 8690,9 млн. руб. В 2009 году Программа Государственных Гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи составила 18620,2 млн.руб.; ОМС – 9859,5 млн.руб.

В развитии и совершенствовании системы ОМС на территории области можно выделить несколько этапов, в зависимости от организации движения финансовых средств, целей и задач, решаемых участниками системы ОМС.

На первом этапе (1994-1997 гг.) страховые взносы работодателей и страховые платежи администраций городов и районов собирали филиалы территориального фонда. Финансирование страховых медицинских организаций осуществлялось непосредственно филиалами по разрабатываемому плану, исходя из подушевых ставок, рассчитанных ТФОМС.

На этом этапе целью деятельности фонда являлось осуществление государственной политики по реализации законодательства об обязательном медицинском страховании жителей, сбор, аккумуляция средств для финансирования территориальной программы, а также контроль за целевым и эффективным использованием средств в системе ОМС.

На втором этапе (1998-1999 гг.) произошла централизация страховых взносов и платежей на уровне исполнительной дирекции ТФОМС. Из фонда финансовые средства через филиалы ТФОМС, а затем через СМО направлялись в ЛПУ (одноканальное финансирование ЛПУ).

Согласно концепции развития здравоохранения Самарской области на 1996-2000 годы, утвержденной решением Самарской Губернской Думы № 241 от 09.07.1996 года, была произведена централизация страховых платежей на неработающее население на уровне финансового управления комитета по экономике и финансам Администрации области.

С 1998 года по инициативе ТФОМС и Департамента здравоохранения при поддержке Губернатора области К.А. Титова плательщиком за все неработающее население области стала Администрация Самарской области.

Третий этап (1999-2000 гг.) характерен тем, что исполнительная дирекция фонда взяла на себя финансирование страховых компаний. Функция финансирования у филиалов исчезла, и филиалы ТФОМС сосредоточились на таких функциях как, организация погашения задолженности плательщиками страховых взносов путем проведения взаимозачетов, реструктуризация задолженности и списание пени в рамках реализации Федерального закона №14-ФЗ. В 1999 году началась работа по централизации закупок ряда медикаментозных препаратов и совершенствованию оплаты льготных рецептов, что регламентировалось соответствующими нормативными документами.

Четвертый этап (2001-2002 гг.) начался с передачи функции сбора страховых взносов на ОМС в составе единого социального налога из ТФОМС в органы Министерства налогов и сборов (МНиС), согласно Распоряжению Правительства РФ от 16.10.00 г. №1462. Осуществлялся прием отчетов, сверка расчетов, составление актов и реестров, передача информации в налоговые органы.

Продолжалась совместная с Департаментом здравоохранения Самарской области разработка новой модели льготного медикаментозного обеспечения населения в системе ОМС, начала работать схема централизованной поставки льготных медикаментов и предметов медицинского назначения.

Пятый этап наступил с 2003 г. После завершения передачи функции сбора страховых взносов органы МНиС исполнительная дирекция территориального фонда сконцентрировала свою работу, прежде всего на решении организационно- методических задач стратегического характера, в частности на управлении финансовыми ресурсами системы ОМС.

Руководство всей системы ОМС в области осуществляется правлением фонда и исполнительной дирекцией. С 2000 по 2007 год правление ТФОМС возглавляла Г.И.Гусарова, Министр здравоохранения и социального развития Самарской области, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ. С ноября 2007 года правление ТФОМС возглавляет Министр здравоохранения и социального развития Самарской области В.П.Куличенко. Исполнительной дирекцией руководил с 2005 по 2009 год доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ М.А.Хуторской, с мая 2009 года исполнительным директором назначен В.Н.Мокшин.

Обязательным медицинским страхованием охвачено всё население Самарской области. Фонд имеет 9 филиалов, сформированных по территориальному принципу. ТФОМС работает с 5 страховыми медицинскими организациями: ОАО СК «АСКОМЕД», филиал ЗАО «МАКС-М» в г. Самаре, ООО СК "Согласие", ОАО СК «Альянс», ЗАО СК «Астро-Волга-Мед».

На карте

Восстановление пароля

Регистрация